Три прочтения романа «Анна Каренина»

tolstoi

Великие книги потому и великие, что их можно читать не раз, открывая каждый раз что-то новое. Роман Толстого уже при жизни автора вызывал многочисленные споры и диаметрально противоположные оценки современников.

Например, Салтыков-Щедрин очень негативно отнесся к роману, назвав Вронского «влюбленным быком», а саму книгу — «коровьим романом»«Ужасно думать, что ещё существует возможность строить романы на одних половых побуждениях. Ужасно видеть перед собой фигуру безмолвного кобеля Вронского. Мне кажется это подло и безнравственно».

Русский литературный критик Пётр Ткачёв увидел в «Анне Карениной» образец «салонного художества», «новейшую эпопею барских амуров». По его мнению, роман отличался «скандальной пустотой содержания».

Некрасов, встретив молодого Толстого в своем журнале и говоря о нем как о «надежде русской литературы» (заметки  о литературе 1855—1856г.), роман не принял, считал, что он направлен против высшего света и высмеял  в эпиграмме : «Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом, что женщине не следует „гулять“ ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом, когда она жена и мать».

Читая сегодня такие «рецензии», впадаешь в оторопь! Хочется сказать : «Вы что же, умнейшие люди того времени, ничего больше не заметили в романе, кроме любовной интриги?» Удивительно, да и только.

Я хочу рассказать, как я трижды читала роман.

Первый раз – в 14 лет (книга была в домашней библиотеке). Конечно, в этом возрасте следишь за любовной интригой, пропуская все «заумные» (с точки зрения подростка) рассуждения. Жалеешь Анну, ненавидишь Каренина – «сухаря» с его «ушами» и металлическим голосом. Конечно, на восприятие еще повлиял известный фильм А. Зархи, где прекрасная страдающая Татьяна Самойлова в роли Анны противопоставлена бездушному «старику» Каренину (исполнение Николая Гриценко). Что понимаешь в 14 лет – бедная мученица, которую бездушный муж, высший свет и охладевший любовник свели в могилу. Аминь! Святая женщина!

Второй раз я читала роман лет в 30, и уже увидела другое. Более интересной мне показалась линия Кити – Левин, развитие их отношений от дружбы к любви, поиски смысла жизни Левиным, его желание жить осознанно, отношения с церковью. Видимо, в этом возрасте сама стала задумываешься над этими вопросами – «как и зачем жить». Страдания Анны от разлуки с сыном тоже понимала лучше, поскольку к этому времени уже имела своих детей. Также и Долли — с ее большим семейством, болезнями детей и изменами мужа, вызывала больше сочувствия, чем в прежде, в 14 лет (что понятно!)

Третий раз читала недавно, и увидела  много такого, чего раньше не способна была понять и заметить. Роман настолько многоплановый, что кроме переплетения судеб героев, можно увидеть, чем жили люди того времени, о чем думали, что их беспокоило — столько там идей, позиций и споров об этом.

До сих пор меня удивляют поверхностные рецензии современников Толстого.

Самым интересным в этот раз для меня был Левин с его метаниями-исканиями, размышлениями, мучениями в поиске ответов на вечные вопросы : «есть ли Бог», «как жить по-совести», «что я могу сделать в этом мире». Левин – протагонист автора, который сам всю жизнь задавался этими «проклятыми русскими вопросами». Сильнейшие сцены – разговоры с батюшкой перед венчанием – о существовании Бога, о совести, о чистоте души. Сложнейшие, мучительные размышления. Попытки сочетать современное хозяйство со справедливым отношением к крестьянам, для понимания которых он часто беседует с ними, участвует в сенокосе – и опять размышления и раздумья.

В это время в России была предпринята земская реформа, смысл которой был в передаче больших полномочий на места, для развития самоуправления. Реформа в итоге провалилась – Толстой показывает, почему. Левин, полный надежд на то, что можно будет влиять на жизнь страны, улучшая ее, сначала с энтузиазмом ходит на заседания Земского собрания. Но сталкиваясь с равнодушием большинства, начетничеством и канцелярщиной, когда участники приходят только поболтать и провести хорошо время, охладевает к этой деятельности.

Засилие бюрократии губило на корню все здоровые инициативы. Мне это напомнило сегодняшнее время, когда у нас в стране опять «правят бал» чиновники. Удивительные переклички. Короче, самые интересные сцены и сюжетная линия  связана с Левиным и его жизнью.

Что касается главных геров – любовного треугольника Каренин – Анна – Вронский, то тут сегодня я вижу совсем другие акценты.

Сложное переплетение судеб и ситуация, когда никто ни в чем не виноват. Каренин – не злой «сухарь», как мне казалось в юности, а хороший, добрый человек, который страдает не меньше Анны, готовый принять ее с чужим ребенком обратно, простить и жить дальше ( что в то время было немыслимо). Человек, переживания которого внутри, ввиду его «интровертности», вызывает сочувствие.

Вронский – никакой не «влюбленный бык», а нормальный мужчина, по-настоящему любящий, готовый на все ради любви. У постели тяжело больной Анны эти два человека конкурируют в благородстве – оба достойны уважения.

Что касается главной героини – Анны, то она тоже – жертва обстоятельств. С самого начала – роковая страсть не могла закончиться ничем иным, как гибелью. И это не пошлый водевиль, как частенько экранизируют роман иноземные режиссеры, это высокая трагедия.

Нет выхода из ситуации, когда женщине надо выбрать между ребенком и любимым человеком. Это все равно, что выбирать между правой и левой рукой – какую отрезать?! Оставить маленького ребенка ( а Сереже Каренину  всего 4 года ) ради любви можно, но жить с этим – нельзя, поэтому у Анны нет выхода. И бросается она под поезд именно поэтому, а не потому, что Вронский к ней охладел ( что неправда) или «высший свет» не принимает.

Это роман о губительности страсти. Осуждает или нет автор героиню, это не важно. Трагедия в том, что попадая в ее жернова, человек не может выжить. Не хватает сил ответить на вызовы, которые посылает при этом жизнь. Страсть вызывает бури, которые могут поглотить ее носителя. Как увязать страсть и совесть, свободу и ответственность? Человеку часто это не под силу : гибнет Анна, погибает на полях сражений Вронский.

Великий роман — высокая трагедия, где полет духа и пульсирующая мысль гения заставляют нас оторваться от бытовых проблем и задуматься  «о вечном».

Статья на Голосе попала в лучшие посты дня.

Вам понравилось? Поделитесь с друзьями!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *